Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов. Официальный сайт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов. Официальный сайт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Главной целью государственной программы является создание экономических, институциональных, правовых условий, способствующих свободной интеграции инвалидов в общество. Внедрение «Доступной среды» призвано повысить качество жизни людей с ОВЗ.

Как реализуется программа?

Главными задачами программы является создание информации, связи и транспорта такого рода, чтобы ограниченный в своих возможностях человек мог ими пользоваться наравне со здоровыми людьми и не считал себя неполноценным.

На первом шаге необходимо было сделать доступными учреждения лечебного и социального уровня. Они должны иметь доступные для инвалида входную группу, весь путь движения, регистратуру, санитарную комнату или лифт.

Реализация программы доступная среда для инвалидов осуществляется следующим образом:

  • Обеспечение инвалидов рабочими местами и создание на них доступной среды для такого рода людей;
  • Улучшение качества медицинских услуг для инвалидов, создание центров реабилитации;
  • Работа с населением таким образом, чтобы инвалиды чувствовали себя свободнее на массовых мероприятиях и не стеснялись своих недостатков;
  • Установка в городе графического и звукового оборудования для инвалидов по зрению и слуху;
  • Внедрение процедуры сурдоперевода при трансляции телепрограмм;
  • Доступность для инвалидов-колясочников городского транспорта — автобусов, троллейбусов, метро и т. д.
  • Оборудование городского транспорта звуковым оповещением о маршрутах и остановках.,
  • Библиотеки оснащаются книгами, созданными шрифтом Брайля, а также оборудованием для прослушивания аудио-книг.

Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая подлежит обязательному применению. Конвенцией инвалиды наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Россия обязана принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Приоритеты формирования Доступной среды определены статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 175.

В соответствии с указанными документами, под Доступной средой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.

Формирование доступной среды

это устранение препятствий и барьеров в обеспечении беспрепятственного доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также услугам, предоставляемым населению.

В ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года Президент Российской Федерации отметил, что одной из важнейших задач всех органов власти и общества в целом является полноценная реализация государственной программы «Доступная среда».

Статьей 15 того же закона определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Данное положение законодательства подтверждается судебной практикой. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689 вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений

.

Статья 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за:

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей Статья 5.43.).

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей Статья 9.13. ).

Вопрос формирования доступной среды находится на особом контроле Прокуратуры края. Контроль осуществляется на всех уровнях власти и со стороны общественности.

Что такое доступная среда и зачем нужна

Вообще этот термин, доступная или безбарьерная среда, часто встречается в законодательных документах. Под этим понятием подразумевается обустройство окружающей среды, позволяющее беспрепятственно передвигаться людям с нарушениями двигательного аппарата, сложностями с сенсорным или интеллектуальным восприятием. Изначально эти термины имели отношение к свободе передвижения людей на инвалидных колясках, но сегодня понятия расширены и на другие формы инвалидности.

В настоящее время основные требования безбарьерной среды объединены в государственной программе «Доступная среда», которая предназначена в первую очередь для общественно-значимых объектов. Главное требование –адаптация этих помещений для маломобильных граждан и людей с нарушениями слуха и зрения. Речь идёт не только о комфортном передвижении, но и об обеспечении экстренной эвакуации таких граждан в случае необходимости.

Что ждет тех, кто уклоняется от реализации программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» не просто декларирует требования и пути их реализации, но и имеет механизмы принуждения к реализации. Если руководители учреждений и организаций не исполняют требования законодательства в этой области, к ним применяются штрафные санкции:

  • 2-3 тысяч рублей на должностных лиц, 20-30 тысяч на юрлица штраф за неисполнение требований доступности на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушение требования обеспечения специальными средствами официальных сайтов государственных органов;
  • 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушения, связанные с выделением на автостоянках специальных парковой для инвалидов.

Доступная среда на 2021 2021 годы

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, разработанных на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее — государственная программа (подпрограмма) субъекта Российской Федерации), и (или) при предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее — субсидия).

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, не более 3 лет подряд в пределах сроков реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (далее — Программа).

Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, предусмотренных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям является наличие проекта государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, представленного в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 мая текущего финансового года и предусматривающего достижение субъектом Российской Федерации значений целевых показателей и индикаторов, позволяющих достичь значения целевых показателей и индикаторов Программы. Перечень документов, представляемых одновременно с проектом государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

4. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденной в установленном порядке государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, прошедшей экспертизу Координационного совета по контролю за реализацией Программы;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее — Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

5. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

(тыс. рублей)
Территория, субъект Российской Федерации Источник финансирования Объем бюджетных ассигнований
2 года, предшествующих отчетному отчетный год текущий год очередной год первый год планового периода 2023 год 2024 год 2025 год
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
план. факт. план. факт. план. факт. план. план. план. план. план. план.
Калининградская область всего 252208,2 244049,8 232612,3 12993,6 244620,4 266223 264460,6 231829,5 232088,8 232077,2 232077,2 232077,2
в том числе:
федеральный бюджет 224826,1 223792,3 229733,2 9761,3 237894,4 259496,9 263057,5 231829,5 232088,8 232077,2 232077,2 232077,2
государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
бюджеты субъектов Российской Федерации 27382,1 20257,5 2879,1 3232,3 6726 6726,1 1403,1
территориальные государственные внебюджетные фонды
местные бюджеты
средства компаний с государственным участием
иные внебюджетные источники

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Программа доступная среда на 2021 2021 годы

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 12,1 млн. инвалидов, что составляет около 8,2 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.

Комплексная реабилитация и абилитация должна начинаться как можно раньше и основываться на потребностях инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для него как можно ближе к местам его непосредственного проживания.

Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение самими инвалидами и членами их семей информации об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации.

С учетом требований Конвенции, а также с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

Для обеспечения единообразного подхода при реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2012 году утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — примерная программа).

Для целей Программы под приоритетными объектами понимаются наиболее посещаемые инвалидами объекты, отбираемые с учетом мнения самих инвалидов в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура).

Цели и задачи программ субъектов Российской Федерации (далее — региональные программы) аналогичны целям и задачам Программы, что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды как по Российской Федерации в целом, так и в отношении субъектов Российской Федерации, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территориях субъектов Российской Федерации.

Применение субъектами Российской Федерации в 2013 и 2014 годах примерной программы в качестве основы при разработке региональных программ и сложившаяся практика их реализации в субъектах Российской Федерации предопределили необходимость внесения изменений в примерную программу. В 2015 году в примерную программу внесены изменения, устанавливающие ряд обязательных положений, которые учитываются субъектами Российской Федерации при реализации мероприятий региональных программ, касающихся целей и задач, целевых показателей и индикаторов, их значений (в разбивке по приоритетным сферам жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения), перечня мероприятий, обоснования объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации региональной программы, анализа рисков реализации региональных программ и описания мер по их управлению, включая описание межведомственного взаимодействия, оценки эффективности реализации мероприятий. При этом в примерной программе установлен более детализированный перечень мероприятий:

Читайте также:  Какой авансовый платеж по НДФЛ должны платить иностранные работники в 2022 году

по совершенствованию нормативно-правовой базы и организационных механизмов формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также по обеспечению взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителей обще��твенных организаций инвалидов;

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Законодатели понимают, что сразу измениться ситуация для инвалидов в стране не сможет, так как для этого необходимы соответствующие нормы, финансовые средства и многое иное.

Поэтому программа «Доступная среда» включается в себя определенное количество этапов. Нужно сразу отметить, что часть этапов были выполнены, а некоторые до сих пор находятся в стадии реализации.

Этот этап был в 2013-2015 годах. Он заключался в формировании инфраструктуры и объектов для инвалидов за счет федерального бюджетов.

Данный этап включал в себя строительство и реконструкцию уже существующих объектов реабилитации инвалидов, обеспечение их современными техническими средствами. В это же время приобреталось специализированное оборудование для учреждений образования и медицины.

Этот период был заявлен на 2016 -2018 год. В это время должна была осуществляться реализация основных заявленных государством задач по программе.

Контроль за их исполнением возлагается на ряд органов. Этот этап предполагал полноценное взаимодействие федеральных и исполнительных органов, а также исполнителей поставленных задач – хозяйствующих субъектов.

Внимание! В 2018 году в двух регионах – в Пермском крае и Свердловской области, были запущены пилотные проекты по формированию системы реабилитации для инвалидов.

Предполагается, что данный этап придётся на 2021 – 2025 годы. Ожидается, что произойдёт увеличение количества регионов, участвующих в пилотном проекте программы по сопровождению жизни инвалидов. В это время будет делаться акцент на реабилитации инвалидов.

Ожидается, что 18 регионов получат средства для финансирования мер в рамках программы «Доступная среда».

В настоящее время программа «Доступная среда» находится на четвертом этапе. Проведенные меры уже могут сказать, что появились и успешно работают организации инвалидов, более широкий доступ предоставлен детям-инвалидам к процессу образования, происходит увеличение качества жизни инвалидов.

К дополнительным целям программы относятся:

  1. Увеличение объектов, которые могут заниматься реабилитацией и коррекцией инвалидов;
  2. Проведение соцопросов среди инвалидов, чтобы выяснить, как к ним относятся здоровые люди;
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами;
  4. Подготовка профессионалов по работе с инвалидами, их обучение и переквалификация;
  5. Увеличение числа инвалидов, которые будет доступно участие в государственных социальных программах;
  6. Обучение и устройство на работу инвалидов, которые могут вести трудовую деятельность;
  7. Увеличение числа медучреждений, которые будут иметь возможность работать с инвалидами.

Целью этой программы является общая оценка окружающей среды на доступность ее инвалидами, а также увеличение такой доступности.

В ее рамках будут проводиться следующие мероприятия:

  • Проектирование новых зданий и сооружений таким образом, чтобы они изначально учитывали потребности инвалидов;
  • Внедрение на улицах светофоров со звуковым сопровождением;
  • Внедрение на общественном транспорте пандусов для колясок, создание нового транспорта с пониженным уровнем пола.
  • Внедрение возможности для детей-инвалидов обучаться наравне со взрослыми. Здесь имеется ввиду не только безбарьерная среда, но также и необходимое техническое оснащение школ.
  • Финансирование спортивных проектов, которые направлены на поддержку адаптивной физку��ьтуры и паралимпийского спорта;
  • Организация культурных мероприятий, которые позволяют в них участвовать лицам с ограниченными возможностями;
  • Внедрение в трансляции телеканалов системы сурдоперевода.

Эта подпрограмма нацелена на то, чтобы повысить качество реабилитации и абилитации для инвалидов. В частности, в рамках программы очень важно, чтобы инвалид смог получить профессиональную подготовку и затем трудоустроиться наравне с гражданами, какие не имеют ограничений.

В рамках данной программы проводятся следующие мероприятия:

  • Исследование потребностей инвалидов и формирование отрасли, которая бы выпускала специализированные товары для них;
  • Открытие центров, которые могли бы проводить не только общую реабилитацию посредством санаторного лечения, но также и медицинскую абилитацию в форме протезирования и реконструктивной хирургии.
  • Проведение в школах уроков, которые бы формировали у детей восприятие инвалидов на адекватном уровне;
  • Проведение мероприятий органами соцзащиты и центрами занятости для людей, которые из-за получения инвалидности лишились возможности трудиться по прежней специальности;
  • Стимулирование работодателей на создание рабочих мест для инвалидов.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Доступная среда».

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Финансированием занимаются федеральные власти. Все необходимые средства выделяются из государственного бюджета. На региональные программы также средства выделяют из него.

Исключением являются собственные региональные программы, которые часть средств получают от государства, а часть со своего бюджета. Отдельные регионы также используют ряд мер, которые привлекают спонсоров и независимых инвесторов.

На данный момент госпрограмма федерального значения рассчитана до 2021 года включительно. В связи с положительными результатами срок будет продлен. По различным данным продление будет осуществляться с новыми поправками.

Планируется продление до 2025 года включительно, но с ежегодным рассмотрением результатов и корректировками, в частности это касается региональной реализации.

ФЦП является специальным направлением, позволяющим предоставить лицам с ограниченными возможностями все условия, которые будут удовлетворять специальным требованиям. Основной целью является социализация инвалидов и устранение большинства проблем, которые этому процессу мешают. Вся процедура установлена федеральным законодательством и реализуется в полном объеме.

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

  1. Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.
  2. Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.
  4. Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучение и повышение квалификации.
  5. Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.
  6. Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.
  7. Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

  • —Черным по белому
  • —Белым по черному
  • —Темно-синим по голубому
  • —Коричневым по бежевому
  • —Зеленым по темно-коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта.

Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан.

Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.

Задачами государственной программы являются:

  • разработка новейших технологий для инвалидов;
  • оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
  • обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
  • повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
  • как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
  • создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
  • внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.

Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2021 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2021 году. Его окончание планируется к 2021 году.

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции.

Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств.

В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.

Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

Лифт для инвалидов-колясочников

  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Согласно принятому документу, в 25 российских законов, касающихся культуры, транспорта, судебной системы, соцзащиты и здравоохранения, информации и связи, а также политических и избирательных прав, вносятся изменения, расширяющие возможности для маломобильных групп населения .

Как отметил глава Департамента по делам инвалидов Минтруда Григорий Лекарев. основная идея закона «заключается не столько в новых льготах и преференциях, сколько в создании соответствующих условий, причем в каждой отдельной отрасли и по возможности максимально полно».

Общий объем финансирования госпрограммы на 2021−2021 годы составляет 424,6 млрд рублей. Из них на 2021−2021 годы предусмотрено 255 млрд рублей, в том числе в 2021 году — 47,9 млрд рублей; в 2021 году — 52,9 млрд рублей; в 2021 году — 51,9 млрд рублей; в 2021 году — 51,2 млрд рублей; в 2021 году — 51,1 млрд рублей.

Каждые полгода Минэкономразвития устанавливает расчетную стоимость квадратного метра для субъектов и по стране в целом. Запрещается приобретать помещения размером меньше норматива. Если субсидии недостаточно, допускается использование кредитных или собственных средств.

  1. Создание необходимой законодательной базы, которая бы позволила реализовать данные задачи, и повысить их качество жизни к лучшему;
  2. К дополнительным мероприятиям относятся те, которые помогают достигнуть основной цели. Они приведены ниже:
  • улучшение инфраструктуры и создание условий для инвалидов. Каждый инвалид должен не иметь проблем с получением медицинской помощи, передвижения в транспорте и в учреждениях, получение образо��ания и претендовать на трудоустройство;
  • опрос и исследование граждан, их мнение по поводу отношений и коммуникаций с людьми, которые имеют ограниченные способности;
  • подготовка специалистов, которые смогут обеспечить мотивацию инвалидов к собственной реализации, как равного члена общества;
  • привлечение инвалидов к общению с органами государственной власти;
  • обеспечение образованием, рабочим местом и мотивацией инвалидов, а также создание необходимого оборудования в медицинских учреждениях для комфортного обследования и предоставления помощи.

Целевые индикаторы и показатели Программы

  • показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
  • показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
  • показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;
  • показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;
  • показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;
  • показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».

Что следует знать о программе «Доступная среда»

(тыс. рублей)
Территория, субъект Российской Федерации Источник финансирования Объем бюджетных ассигнований
2 года, предшествующих отчетному отчетный год текущий год очередной год первый год планового периода 2023 год 2024 год 2025 год
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
план. факт. план. факт. план. факт. план. план. план. план. план. план.
Республика Крым всего 371970,1 359389,9 355016,2 356117,6 380835,9 459977,5 433614,1 502129,7 502457,1 485090,2 485090,2 485090,2
в том числе:
федеральный бюджет 371570,1 358989,9 354513,8 355625,4 378626,1 457767,7 432407,6 501266,7 501602,7 485090,2 485090,2 485090,2
государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
бюджеты субъектов Российской Федерации 400 400 502,4 492,2 2209,8 2209,8 1206,5 863 854,4
местные бюджеты
средства компаний с государственным участием
иные внебюджетные источники
Читайте также:  Требования для участия в лотерее

Государственная программа «Доступная среда» на 2021 -2020 годы

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

На помощь и содействие детям в получении образования и дальнейшем трудоустройстве нацелена программа сопровождения молодых людей с инвалидностью. При этом огромное значение имеет процесс инклюзии, то есть реального внедрения людей с нарушениями в общество, здоровый коллектив.

В идеале инклюзия должна начинаться с детского сада. Причем выигрывают от этого как дети с инвалидностью, так и нейротипичные (то есть нормальные) ребята.

Дети с нарушениями тянутся за остальными, пытаются подражать им, процесс обучения и социализации происходит более активно и эффективно. Обычные же малыши, как отмечают специалисты, становятся добрее и заботливее, учатся мыслить без барьеров, нормально общаться и дружить с особыми детьми, не навешивая на них обидные ярлыки.

Естественно, что доступная среда в ДОУ для детей-инвалидов должна быть организована очень тщательно. Это:

  • особые методики обучения и воспитания;
  • предоставление специально-обученных тьюторов, личных ассистентов для детей с инвалидностью;
  • техническое обустройство всех помещений здания и подходов к нему.

Для более наглядного представления данных о количестве детей с нарушениями, обучающихся в садике или школе, их особенностях и технических возможностях предоставления им безбарьерного пространства составляется дорожная карта по доступной среде для инвалидов в школе или детском саду. Здесь также должны быть намечены мероприятия по оптимизации доступности среды для МГН с указанием точных сроков их выполнения.

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2021 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2021 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2021 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Правительство одобрило госпрограмму «Доступная среда» до 2025 года

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

Государственная программа «Доступная среда» продлена на пять лет

Этот период был заявлен на 2016 -2018 год. В это время должна была осуществляться реализация основных заявленных государством задач по программе.

Контроль за их исполнением возлагается на ряд органов. Этот этап предполагал полноценное взаимодействие федеральных и исполнительных органов, а также исполнителей поставленных задач – хозяйствующих субъектов.

Внимание! В 2018 году в двух регионах – в Пермском крае и Свердловской области, были запущены пилотные проекты по формированию системы реабилитации для инвалидов.

Предполагается, что данный этап придётся на 2021 – 2025 годы. Ожидается, что произойдёт увеличение количества регионов, участвующих в пилотном проекте программы по сопровождению жизни инвалидов. В это время будет делаться акцент на реабилитации инвалидов.

Ожидается, что 18 регионов получат средства для финансирования мер в рамках программы «Доступная среда».

В настоящее время программа «Доступная среда» находится на четвертом этапе. Проведенные меры уже могут сказать, что появились и успешно работают организации инвалидов, более широкий доступ предоставлен детям-инвалидам к процессу образования, происходит увеличение качества жизни инвалидов.

К дополнительным целям программы относятся:

  1. Увеличение объектов, которые могут заниматься реабилитацией и коррекцией инвалидов;
  2. Проведение соцопросов среди инвалидов, чтобы выяснить, как к ним относятся здоровые люди;
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами;
  4. Подготовка профессионалов по работе с инвалидами, их обучение и переквалификация;
  5. Увеличение числа инвалидов, которые будет доступно участие в государственных социальных программах;
  6. Обучение и устройство на работу инвалидов, которые могут вести трудовую деятельность;
  7. Увеличение числа медучреждений, которые будут иметь возможность работать с инвалидами.

Целью этой программы является общая оценка окружающей среды на доступность ее инвалидами, а также увеличение такой доступности.

В ее рамках будут проводиться следующие мероприятия:

  • Проектирование новых зданий и сооружений таким образом, чтобы они изначально учитывали потребности инвалидов;
  • Внедрение на улицах светофоров со звуковым сопровождением;
  • Внедрение на общественном транспорте пандусов для колясок, создание нового транспорта с пониженным уровнем пола.
  • Внедрение возможности для детей-инвалидов обучаться наравне со взрослыми. Здесь имеется ввиду не только безбарьерная среда, но также и необходимое техническое оснащение школ.
  • Финансирование спортивных проектов, которые направлены на поддержку адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта;
  • Организация культурных мероприятий, которые позволяют в них участвовать лицам с ограниченными возможностями;
  • Внедрение в трансляции телеканалов системы сурдоперевода.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Участники подпрограммы Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (2016 — 2025 годы), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (2012 — 2020 годы), Министерство культуры Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (2016 — 2017 годы), Министерство спорта Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство транспорта Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство образования и науки Российской Федерации (2011 — 2018 годы), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2018 — 2025 годы), Министерство просвещения Российской Федерации (2018 — 2025 годы), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2011 — 2018 годы)
Программно-целевые инструменты подпрограммы отсутствуют
Цель подпрограммы повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
Задачи подпрограммы формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы показатель 1.1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации»; показатель 1.14 «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов»; показатель 1.17 «Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан»; показатель 1.21 «Количество обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций»
Этапы и сроки реализации подпрограммы I этап — 2011 — 2012 годы; II этап — 2013 — 2020 годы; III этап — 2021 — 2025 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 33888831,5 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год — 1642830 тыс. рублей; на 2012 год — 2098530 тыс. рублей; на 2013 год — 1594710,8 тыс. рублей; на 2014 год — 8118519,3 тыс. рублей; на 2015 год — 8211696,3 тыс. рублей; на 2016 год — 3316938,1 тыс. рублей; на 2017 год — 2785356,9 тыс. рублей; на 2018 год — 1606320,3 тыс. рублей; на 2019 год — 1089459,1 тыс. рублей; на 2020 год — 1169330,7 тыс. рублей; на 2021 год — 444005,8 тыс. рублей; на 2022 год — 451698,6 тыс. рублей; на 2023 год — 453145,2 тыс. рублей; на 2024 год — 453145,2 тыс. рублей; на 2025 год — 453145,2 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2023 году); обеспечение выпуска произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов в объеме не менее 13365 часов субтитров в год; увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 84,7 процента в 2025 году); увеличение количества обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (не менее 25550 единиц ежегодно)

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 11,96 млн. инвалидов, что составляет около 8,1 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвали��ов.

Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы

Эксперты отмечают, что для обеспечения доступности в приоритетные для инвалида объекты и не только, реализуются определённые мероприятия, в частности:

— финансовая поддержка спортивных учреждений, где есть направленность на адаптивный для лиц с ОВЗ спорт и тд;

— обучение специалистов, которые войдут в состав психолого-медико-педагогической комиссии в ОУ и будут принимать решение относительно возможности ребёнка-инвалида получать образование в обычной школе;

— установка в ОУ реабилитационного, учебного, компьютерного оборудования, плюс, обеспечение автотранспортом, чтобы ребёнок с теми или иными нарушениями мог учиться наравне с другими детьми;

— субтитрование (скрытое) любой программы, идущей на общероссийских общедоступных телеканалах;

— приведение сооружения или здания в соответствие с правилами и нормами, определяющими доступность для лиц с инвалидностью (например, важно наличие лифтов, указателей и тд);

— приспособление входа, лестницы, съезда (пандусы), санитарно-гигиенического помещения, зоны оказания услуг и прочее.

Для усовершенствования механизма, в соответствии с которым человеку с ОВЗ предоставляются услуги МСЭ или по реабилитации, уделяется внимание таким моментам, как:

— пересмотр критериев и классификации, используемых при осуществлении освидетельствования;

— повышение качества мероприятий, проводимых в соответствии с ИПР и относящихся к абилитации детей-инвалидов;

— разработка и внедрение независимой оценки качества услуг, которые получает инвалид во время МСЭ.

Программа «Доступная среда» направлена на то, чтобы интегрировать людей с нарушениями здоровья в социум, сделать все возможное, чтобы инвалиды не чувствовали ограничений, барьеров в доступе к окружающим объектам, будь то аптека, магазин или троллейбус.

Целью государственной программы является формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, устранение препятствий для доступа МГН к приоритетным объектам и услугам, открытым для населения.

Июль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2021 году, после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно документу, люди с ограниченными возможностями – это самостоятельные, независимые личности, которые имеют право всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Государство же обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами, комфортный доступ к транспорту, всем возможным объектам и услугам, что и является основной целью Конвенции.

Последовательность и детали формирования беспрепятственного доступа инвалидам к объектам физического окружения, транспорту, связи, информации описаны в ФЗ о программе “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от 24.11.1995). Сама программа на 2021 – 2021 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от 17.03. 2021 , затем продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от 01.12. 2021 ). В январе 2021 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.

Для создания удобного доступа и комфортного обучения в школах и других образовательных учреждениях для детей с ограничениями физических возможностей предусматривают ряд мероприятий.

Что должна включать доступная среда в школе: оборудование для инвалидов, безопасный безбарьерный путь к школе, адаптированные для детей с нарушениями слуха и зрения информационные сигналы.

Все помещения в здании школы должны быть приспособлены для ребят с нарушениями: санузлы, классные кабинеты, лестницы, холлы, коридоры, спортивные залы, столовые, раздевалки, библиотеки. Для этого используются разнообразные приспособления и современные технические устройства:

  • пандусы;
  • подъемники – вертикальные, наклонные, лестничные;
  • рампы и аппарели (складные или откидные для экономии пространства);
  • тактильная плитка;
  • картинки по программе “Доступная среда” для инвалидов (тактильные пиктограммы, на которых рельефно обозначены особенно значимые объекты инфраструктуры: лифт, туалет, гардероб, эскалатор, вход / выход из помещения и другие; как правило, представляют собой черные рисунки и символы на ярко-желтом фоне);
  • специальные поручни;
  • системы вызова для инвалидов (кнопки);
  • звуковые и световые маячки;
  • тактильные табло, пиктограммы;
  • индукционные системы для школьников с нарушениями слуха.
Читайте также:  Страхование квартиры, дома и дачи без осмотра

Транспорт – важнейшая составляющая жизнедеятельности граждан, благодаря которой осуществляется связь между местом проживания и остальными объектами социальной инфраструктуры города. Для полноценного внедрения МГН в общество любые транспортные средства (ТС) должны стать безбарьерными и приспособленными к обслуживанию этой группы населения.

Чтобы проконтролировать проводимые в этом плане мероприятия и сроки их выполнения, Законом предусмотрено, что у каждой негосударственной организации должна быть карта доступности объектов РФ по программе “Доступная среда” для инвалидов. В этот документ включают все планируемые этапы по реорганизации ТС для доступа инвалидов. Из оснащения и оборудования, объекты транспортной и социальной инфраструктур должны дополняться следующими элементами:

  • звуковые сигналы у светофоров;
  • указатели в местах, где идет строительство;
  • пандусы и поручни у лестниц;
  • по��огие спуски у тротуаров;
  • знаки для инвалидов по программе “Доступная среда”;
  • (тактильные знаки доступности для разных категорий инвалидов: по слуху, по зрению, для колясочников, и всех групп вместе; размещаются при входе в здания или помещения, приспособленные для людей с ограниченными возможностями; а также пиктограммы в сочетании с системой Брайля для ориентирования МГН: ограничение ширины проходов, лестница, пути эвакуации, неровная дорога, выступы и так далее);
  • рампы, аппарели, подъемные устройства в автобусах;
  • специальные места в транспорте для колясочников с креплениями;
  • обустройство адаптированной тротуарно-тропиночной сети без барьеров;
  • выделение парковочных мест для инвалидов на стоянках.

Работники на объектах транспорта, обслуживающий персонал в различных общественных организациях должны иметь памятки по оказанию помощи инвалидам и следовать им.

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

На помощь и содействие детям в получении образования и дальнейшем трудоустройстве нацелена программа сопровождения молодых людей с инвалидностью. При этом огромное значение имеет процесс инклюзии, то есть реального внедрения людей с нарушениями в общество, здоровый коллектив.

В идеале инклюзия должна начинаться с детского сада. Причем выигрывают от этого как дети с инвалидностью, так и нейротипичные (то есть нормальные) ребята.

Дети с нарушениями тянутся за остальными, пытаются подражать им, процесс обучения и социализации происходит более активно и эффективно. Обычные же малыши, как отмечают специалисты, становятся добрее и заботливее, учатся мыслить без барьеров, нормально общаться и дружить с особыми детьми, не навешивая на них обидные ярлыки.

Естественно, что доступная среда в ДОУ для детей-инвалидов должна быть организована очень тщательно. Это:

  • особые методики обучения и воспитания;
  • предоставление специально-обученных тьюторов, личных ассистентов для детей с инвалидностью;
  • техническое обустройство всех помещений здания и подходов к нему.

Для более наглядного представления данных о количестве детей с нарушениями, обучающихся в садике или школе, их особенностях и технических возможностях предоставления им безбарьерного пространства составляется дорожная карта по доступной среде для инвалидов в школе или детском саду. Здесь также должны быть намечены мероприятия по оптимизации доступности среды для МГН с указанием точных сроков их выполнения.

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2021 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2021 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2021 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Закон о доступной среде для инвалидов 2021

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Стоит отметить, что ФЦП за все время действия позволила внести ряд изменений положительного типа в социализацию и адаптацию инвалидов. Среди выполненных мероприятий:

  • функционирование федерального реестра, в который вносят лиц после успешного завершения комиссии МСЭ в регионах. Этот реестр является информационным сервисом, который может предоставить не только все данные по изменениям, но и позволить пользоваться госуслугами в электронной форме;
  • городской общественный транспорт стал оборудоваться специальными устройствами;
  • увеличено число телевизионных каналов с использованием сурдоперевода и субтитров;
  • стали доступны медицинские учреждения даже при ограниченных возможностях. Этот момент относится и к специализированным клиникам;
  • образовательные учреждения стали оборудоваться под потребности детей с отклонениями;
  • стало возможным пройти переквалификацию при инвалидности с помощью специальных условий.

Программа «Доступная среда» для инвалидов в России

Предполагается, что данный этап придётся на 2021 – 2025 годы. Ожидается, что произойдёт увеличение количества регионов, участвующих в пилотном проекте программы по сопровождению жизни инвалидов. В это время будет делаться акцент на реабилитации инвалидов.

Ожидается, что 18 регионов получат средства для финансирования мер в рамках программы «Доступная среда».

В настоящее время программа «Доступная среда» находится на четвертом этапе. Проведенные меры уже могут сказать, что появились и успешно работают организации инвалидов, более широкий доступ предоставлен детям-инвалидам к процессу образования, происходит увеличение качества жизни инвалидов.

К дополнительным целям программы относятся:

  1. Увеличение объектов, которые могут заниматься реабилитацией и коррекцией инвалидов;
  2. Проведение соцопросов среди инвалидов, чтобы выяснить, как к ним относятся здоровые люди;
  3. Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами;
  4. Подготовка профессионалов по работе с инвалидами, их обучение и переквалификация;
  5. Увеличение числа инвалидов, которые будет доступно участие в государственных социальных программах;
  6. Обучение и устройство на работу инвалидов, которые могут вести трудовую деятельность;
  7. Увеличение числа медучреждений, которые будут иметь возможность работать с инвалидами.

Целью этой программы является общая оценка окружающей среды на доступность ее инвалидами, а также увеличение такой доступности.

В ее рамках будут проводиться следующие мероприятия:

  • Проектирование новых зданий и сооружений таким образом, чтобы они изначально учитывали потребности инвалидов;
  • Внедрение на улицах светофоров со звуковым сопровождением;
  • Внедрение на общественном транспорте пандусов для колясок, создание нового транспорта с пониженным уровнем пола.
  • Внедрение возможности для детей-инвалидов обучаться наравне со взрослыми. Здесь имеется ввиду не только безбарьерная среда, но также и необходимое техническое оснащение школ.
  • Финансирование спортивных проектов, которые направлены на поддержку адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта;
  • Организация культурных мероприятий, которые позволяют в них участвовать лицам с ограниченными возможностями;
  • Внедрение в трансляции телеканалов системы сурдоперевода.

Эта подпрограмма нацелена на то, чтобы повысить качество реабилитации и абилитации для инвалидов. В частности, в рамках программы очень важно, чтобы инвалид смог получить профессиональную подготовку и затем трудоустроиться наравне с гражданами, какие не имеют ограничений.

В рамках данной программы проводятся следующие мероприятия:

  • Исследование потребностей инвалидов и формирование отрасли, которая бы выпускала специализированные товары для них;
  • Открытие центров, которые могли бы проводить не только общую реабилитацию посредством санаторного лечения, но также и медицинскую абилитацию в форме протезирования и реконструктивной хирургии.
  • Проведение в школах уроков, которые бы формировали у детей восприятие инвалидов на адекватном уровне;
  • Проведение мероприятий органами соцзащиты и центрами занятости для людей, которые из-за получения инвалидности лишились возможности трудиться по прежней специальности;
  • Стимулирование работодателей на создание рабочих мест для инвалидов.

ФЦП, предполагающая создание комфортных условий для инвалидов появилась в далеком 2008 году. В основу документа легла конвенция о правах инвалидов. Тем не менее поставленные задачи не были решены так оперативно, как это было заявлено актом. В дальнейшем государство приняло решение на переход к государственным программам. Сами цели и задачи также претерпели изменения. Все правки вносились соответствующими НПА:

  • Распоряжение Правительства РФ от 21.07.14 №1365;
  • ПП РФ от 01.12.15 №1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.18 №308-р.

Указанные выше акты передают часть полномочий на региональный и местный уровни. Субъекты, руководствуясь законодательно принятыми нормами, самостоятельно разрабатывают программы с учетом особенностей территориального развития. Мероприятия региональных проектов реализуются за счет средств соответствующего бюджета и межбюджетных трансфертов из федеральной казны.

Доступная среда на 2021 2021 годы

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.

Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.
Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.

В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).

Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:

  • доступность;
  • безопасность;
  • комфортность;
  • информативность.
  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.

На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.

До девяноста процентов из них получает образование, что требует предоставления им комфортных условий для беспрепятственного их обучения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *