Казначейское сопровождение контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казначейское сопровождение контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Информация Федерального казначейства от 11 мая 2018 г. “Ответы на вопросы, поступившие на Всероссийском совещании на тему: «Казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, предоставленных для выполнения государственного оборонного заказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» 23 марта 2018 года”

N п/п Вопрос Ответ
Открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса
1. Сколько лицевых счетов может быть открыто в рамках одного государственного контракта, контракта (договора)? В соответствии с пунктом 3 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 1680 (далее — Правила N 1680), основанием для открытия лицевого счета является государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ), контракт (договор) либо выписка из государственного контракта, контракта (договора) в случае, если указанный государственный контракт, контракт (договор) содержит сведения, составляющие государственную тайну, представленная в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации. В рамках одного государственного контракта (контракта, договора) открывается отдельный лицевой счет. В случае если головным исполнителем (исполнителем) заключен контракт (договор), условиями которого предусмотрена оптовая закупка у одного поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий, в рамках исполнения нескольких государственных контрактов по ГОЗ, то условиями контракта (договора) должно быть предусмотрено соответствующее пропорциональное распределение затрат на каждый государственный контракт по ГОЗ с указанием идентификаторов государственных контрактов по ГОЗ. В этом случае исполнителю по контракту (договору) открываются отдельные лицевые счета в рамках исполнения каждого государственного контракта.
2. Можно ли не открывать лицевой счет, если сумма контракта менее 100,0 тыс. рублей? В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Федеральный закон N 362-ФЗ) казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации ГОЗ на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 362-ФЗ. Если сумма государственного контракта по ГОЗ, контракта (договора) менее 100,0 тыс. рублей лицевой счет головному исполнителю (исполнителю) не открывается и расчеты осуществляются на расчетный счет, открытый головному исполнителю (исполнителю) в кредитной организации.
Санкционирование расходов
3. Частью 5 статьи 5 Федерального закона N 362-ФЗ установлено, что при казначейском сопровождении средств ГОЗ в условия государственного контракта, заключаемого в рамках ГОЗ включаются, в том числе положения о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта проема-передачи товара (выполнения работ). Просьба разъяснить, какая формулировка должна присутствовать в государственном контракте на проектирование (строительство) объекта в целях соблюдения данного установленного требования и каким образом эта прибыль должна рассчитываться (в случае если она должна быть)? Достаточно ли указать в тексте государственного контракта такую формулировку: «положения о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта, условиями контракта не устанавливаются»? Определение размера рентабельности (прибыли), учитываемой в цене на продукцию по ГОЗ, при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установлено разделом IV постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 1465). Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию установлен пунктами 54 — 57 Постановления N 1465, при определении цены на продукцию затратным методом и методом индексации по статьям затрат. Стороны государственного контакта самостоятельно определяют соответствующий размер прибыли, обоснованный единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственного контракта при определении цены государственного контракта методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям затрат. В соответствии с пунктом 4 части 5 Федерального закона N 362-ФЗ в условия государственного контракта включаются положения о перечислении головным исполнителем средств в согласова��ном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция. Цена государственного контракта на проектирование (строительство) объекта включает в себя сметную прибыль. В случае если размер прибыли условиями государственного контракта не установлен, перечисление прибыли на расчетный счет головного исполнителя осуществляется при наличии в Сведениях об операциях с целевыми средствами, утвержденных государственным заказчиком, суммы по коду 0999 «Выплаты по окончательным расчетам (прибыль)» после исполнения обязательств по государственному контракту либо его этапа (в случае если это предусмотрено условиями государственного контракта) и при предоставлении документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
4. По условиям государственного контракта на лицевой счет исполнителя (подрядчика), предназначенный для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытый в органе Федерального казначейства перечислены денежные средства (аванс). Каков правовой статус денежных средств, находящихся на лицевых счетах исполнителей (подрядчиков), предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства? Имеется ли закрепление в нормативных правовых актах? В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 362-ФЗ средства в валюте Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 5, в том числе расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации ГОЗ, являются целевыми средствами.
5. Имеется ли механизм возврата денежных средств, находящихся на лицевых счетах исполнителей (подрядчиков), предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства, в бюджет, в случае добровольного отказа исполнителя (подрядчика) от их возврата? Возможно ли включение денежных средств, находящихся на лицевых счетах исполнителей (подрядчиков), в конкурсную массу, в связи с проведением процедуры банкротства владельца вышеуказанного счета? Статьей 5 Федерального закона N 362-ФЗ установлен механизм возврата остатков средств субсидий или дебиторской задолженности, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. По данному вопросу Федеральным казначейством направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере бюджетных отношений, от 29 марта 2018 г. N 22-02-05/5252.
6. Необходимость разработки плана закупок на работы по государственному оборонному заказу? Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44 ФЗ) планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона N 44-ФЗ, а также с учетом установленных статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ особенности планирования закупок в рамках ГОЗ устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Федеральный закон N 275-ФЗ). Положениями части 5 статьи 4 Федерального закона N 275-ФЗ установлено, что состав, правила разработки ГОЗ и его основных показателей определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем согласно пункту 22 Правил разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1255, формирование проекта государственного оборонного заказа и разработка с участием федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» проекта постановления Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе, а также внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа осуществляется коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа не может рассматриваться в качестве плана закупок в связи с тем, что соответствующий проект постановления разрабатывается коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и содержит в себе перечень закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа. Вместе с тем план закупок формируется каждым заказчиком самостоятельно и включает все закупки, осуществляемые таким заказчиком (разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 15 марта 2016 г. N Д28и-734).
7. Возмещение произведенных расходов по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным до 1 января 2018 года, а также по контрактам (договорам), заключенным в рамках их исполнения. Операции, связанные с возмещением произведенных расходов по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным до 1 января 2018 года, а также по контрактам (договорам), заключенным в рамках их исполнения, могут осуществляться: при наличии средств на лицевом счете, открытом головному исполнителю (исполнителю); при отсутствии в государственном контракте (контракте, договоре) условия о возможности возмещения произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов); при условии представления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, и копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов). Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 23 апреля 2018 г. N 09-01-08/27350, 07-04-05/22-7629.
8. Необходимость предоставления в 2018 году Сведений об операциях с целевыми средствами по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным в 2017 году. В соответствии с пунктом 16 Правил N 1680 санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств ГОЗ осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета Сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации. При этом форма указанных Сведений установлена приказом Минфина России от 8 декабря 2017 г. N 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», которая применяется как при казначейском сопровождении средств, получаемых в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров), заключаемых в целях исполнения государственного оборонного заказа, так и вне рамок государственного оборонного заказа. Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 23 апреля 2018 г. N 09-01-08/27350, 07-04-05/22-7629.
Казначейское обеспечение обязательств
9. О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Какие условия о казначейском обеспечении обязательств необходимо включать в государственные контракты? В соответствии с пунктом 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены для такого договора (государственного контракта) указанным пунктом, если иное не предусмотрено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, данным Положением или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2018 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условие о казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта). Примерные условия о казначейском обеспечении обязательств для включения в государственные контракты изложены в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 13 апреля 2018 г. N 09-01-08/24704, 07-04-05/05-6755.
О формировании идентификатора государственного контракта по ГОЗ
10. Порядок формирования идентификатора государственного контракта по ГОЗ? По решению главного распорядителя средств федерального бюджета — государственного заказчика, в том числе для находящихся в его ведении территориальных органов и федеральных казенных учреждений, при осуществлении ими государственных закупок в целях реализации государственного оборонного заказа формирование идентификатора государственного контракта по ГОЗ осуществляется в соответствии с Порядком формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казначейства от 11 августа 2015 г. N 475/13н либо в соответствии с Порядком формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годо��», утвержденным приказом Федерального казначейства от 9 января 2018 г. N 5н. Соответствующие разъяснения даны в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 18 апреля 2018 г. N 09-01-08/26302, 07-04-05/22-7200.
Читайте также:  Штраф ГИБДД за езду по выделенной (автобусной) полосе в 2021 году

Казначейское обслуживание

Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.

В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.

Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:

  • единый счет бюджета;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.

Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.

Что такое казначейский счет

Счет в Казначействе для юридических лиц, или казначейский СЧ — это отдельный расчетный лицсчет, который открыт в территориальном отделении Федерального казначейства РФ. Такие счета используются исключительно получателями бюджетных средств, а также участниками бюджетного процесса. Коммерческой фирме отрывать такой РСЧ необязательно.

Следовательно, казначейский счет для коммерческой организации — что это? Это обычный РСЧ, который открыт в ТОФК в случае, если коммерческая организация является участником (заказчиком, исполнителем или подрядчиком) при заключении или исполнении государственного контракта. Иными словами, если фирма имеет отношение к госконтракту, то получить бюджетное финансирование она сможет только на счет в Казначействе (что это, мы определили выше).

В соответствии с положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей») денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Казначействе России (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования), с 1 января 2021 года учитываются на казначейских счетах.

Читайте также:  За какие долги не выпускают за границу?

Для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния, территориальным органам Казначейства России в подразделениях Банка России в первый день функционирования платежной системы Банка России 2021 года открываются банковские счета на балансовом счете № 40102 «Единый казначейский счет» в валюте Российской Федерации, входящие в состав единого казначейского счета. При этом отдельным территориальным органам Казначейства России будут открыты несколько банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета.

Открытые в настоящее время территориальным органам Казначейства России банковские счета в валюте Российской Федерации (далее – ранее открытые банковские счета) будут закрыты в первом полугодии 2021 года, при этом предусматривается период одновременного функционирования ранее открытых банковских счетов и банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета. В указанный период допускается зачисление денежных средств на ранее открытые банковские счета, устанавливается запрет списания с них денежных средств, а также предусматривается ежедневный перевод остатка денежных средств с ранее открытых банковских счетов на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета.

Казначейские счета открываются в Федеральном казначействе в соответствии с Порядком открытия казначейских счетов, утвержденным приказом Казначейства России от 1 апреля 2020 года № 15н.

Как осуществляется контроль?

Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
  • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
  • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.

Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2020 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.

В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

О сопровождении госконтрактов Казначейством

В 2021 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2021 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.

Как осуществляется контроль?

Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
  • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
  • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.
Читайте также:  Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2021 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.

В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2021 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

Что собой представляет казначейский счет

Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

Особенности расходования средств с казначейского счета

Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:

  • Платежное поручение.
  • Государственный контракт.
  • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

  • Закупка строительных материалов.
  • Закупка инструментов.
  • Выплата зарплаты сотрудникам.
  • Найм строительной бригады и прочее.

Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

  • Внесение средств в уставной капитал.
  • Приобретение собственности для нужд компании.
  • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.

Что такое счет в Казначействе

Открытие счета в Казначействе для госконтракта 2019 предусмотрено для участников государственных и муниципальных закупок. По сути, это такой же лицсчет, что обслуживается в банковских организациях и кредитно-финансовых службах. Но отличия все же есть. Казначейский счет используется для поступления и расходования бюджетных средств. Следовательно, если юридическое лицо — участник бюджетного процесса, то для него это обязательное условие. В закупочной деятельности применение казначейского спецсчета обусловлено теми же требованиями. Если заказчик получает бюджетное финансирование на оплату заказа, то расчеты должны проводиться исключительно по нему. Получить деньги из бюджета по госзаказу на стандартный банковский счет нельзя. Такие указания закреплены в Письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015. Требования действительны только к участникам закупок, работающим по закону № 44 ФЗ. Например, автономное учреждение, работающее по 223 ФЗ, вправе получить финансирование на банковский счет.

Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя?

Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.

Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.

Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.

Важный момент! Если на момент зачисления вы еще не открыли соответствующий раздел лицевого счета под контракт, или заказчик в назначении платежа, в реквизитах допустил ошибку, то средства будут зачислены на ваш лицевой счет, но без отнесения к разделу.

Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.

Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.

Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:

  • открывать лицевой счет и разделы по нему;
  • предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
  • проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.

По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.

Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

  1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
  2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
  3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
  4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
  5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *